Содержание
Что ожидать в 2020 году — Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ
Не будем копировать закон и поправки к нему. Сразу перейдем к тому, что важно понимать и применять:
1. Раньше бухгалтерская отчетность с аудиторским заключением сдавались в Росстат. Бухотчетность за 2019 год будет размещаться в едином ресурсе в ФНС. Конечно, отчетность и раньше попадала в ФНС. Однако можно предположить, что раз налоговое ведомство станет ответственным хранителем данных, внимание к ним станет пристальным. Все данные анализируются в Автоматизированной информационной системе ФНС России (АИС «Налог-3»), которая по сути является единой базой данной (Big Data) и упрощает контроль над налогоплательщиками в разы.
Что это значит для бизнеса? Следуя риск-ориентированному подходу, система автоматически выделяет те компании, где есть риски и отклонения по 12 критериям ФНС. При необходимости дополнительного анализа, может быть назначена камеральная или выездная налоговая проверка.
Советник налоговой службы РФ II ранга, Ведущий практикующий юрист по налоговым и гражданским спорам
2. Сравнивать будут не только сопоставимость данных бухгалтерской и налоговой отчетности компаний, но и проведут проверку на соответствие показателей по зарплатным налогам. Это значит, что если вы отчисляете налогов меньше, чем другие компании вашей сферы, то будут вопросы от налоговой инспекции.
В рамках аудиторской проверки аттестованные аудиторы и эксперты по налогам проконсультируют Вас по волнующим и спорным вопросам, помогут укрепить и защитить Вашу профессиональную репутацию.
3. Big Data по налогам в ФНС — общая база данных (о расчетах по счетам в банках, информация из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и органов ЗАГС, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и транспортные средства, а также об участии в судебных разбирательствах) и ее автоматический анализ, позволяют буквально просвечивать бизнес под рентгеном. Собственники, руководители и бухгалтеры должны понимать, что деятельность компании вне зависимости от размеров абсолютно прозрачна. Настало время предупреждать возникновение отклонений и рисков. В этом помогает заблаговременный (до сдачи отчетности) качественный внутренний или внешний аудит.
4. Аудиторское заключение к отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту, в 2020 году будет сдаваться в налоговую. Штрафы за непредоставление могут вырасти в 100 раз: 500 000-700 000 руб. — для юридических лиц и 100 000-200 000 руб. для должностных лиц. Чтобы понимать масштаб планируемых изменений, пока штрафы составляют (ст. 19.7 КоАП): для должностных лиц — 300-500 руб., для юридических лиц — 3000 — 5000 руб.
Судебная практика по доначислениям, штрафам, а также субсидиарная (персональная) ответственность должностных лиц в подавляющем большинстве случаев складывается в пользу бюджета. Оспаривать решения по итогам выездных налоговых проверок становится крайне сложно.
Руководитель направления налоговой практики и арбитражных споров, Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
А если учитывать, что в законодательстве много неурегулированных вопросов также не в пользу налогоплательщика (продление сроков проверок, отсутствие регламентов допросов, осмотров и т.п.), то не стоит доводить дело до суда.
Действовать нужно сейчас
Многие предприниматели и бухгалтеры оценивают огромные финансовые риски, которые вот-вот станут для них реальностью. График аудиторов в феврале и марте 2020 года со сдачей электронной отчетности уже расписан буквально по минутам. Еще остается возможность «подстелить соломку» и забронировать экспертов на декабрь 2019 года и январь 2020 года.
Мы рекомендуем проводить аудит в несколько этапов, начиная с проверки в декабре 2019 или январе 2020 года — в спокойном режиме наведите порядок в отчетности и устраните риски еще до сдачи годовой отчетности.
Также своевременный выбор аудиторов поможет избежать дополнительных вопросов налоговой: ведь в отчетности за 2019 год требуется раскрывать наименование, ИНН, ОГРН выбранной аудиторской компании. Если на момент сдачи отчетности (до 31 марта 2020 г.) этой информации еще не будет, то придется в впоследствии ее уточнять, что сопряжено с некоторыми неудобствами.
Промежуточный этап аудита (выход аудиторов в декабре-январе), когда годовая отчетность формируется, но еще не сдана, позволяет:
не допустить или своевременно устранить ошибки и недочеты, ведущие к искажениям отчетности;
правильно отразить все операции в учете, избежав оговорок в аудиторском заключении;
выявить возможные налоговые риски и резервы компании;
получить консультации аудиторов, налоговых консультантов и юристов по волнующим и спорным вопросам.
Помощь специалистов накануне сдачи годовой отчетности, а равно, как и возможность иметь и представить достоверную, соответствующую законодательству отчетность, дает собственникам бизнеса преимущества:
- уверенность в том, что их активы и обязательства соответствуют заявленным в отчетности показателям;
- правильное представление о финансовом состоянии компании, ее доходах и прибыли;
- привлечь заемные средства или получить кредиты под более выгодные проценты;
- получить уверенность в состоятельности и соответствии ресурсов компании в отчетности — важно для участия в тендерах;
- верно рассчитать и получить доход в виде дивидендов;
- своевременно принять важные стратегические решения.
Генеральный директор «Правовест Аудит», Аттестованный аудитор, Аттестованный профбухгалтер
4 шага, которые нужно предпринять сегодня
Шаг 1. Выбрать надежную аудиторскую компанию
Что при этом важно учесть — читайте в статье.
Шаг 2. Проводить системный аудит
В новой реальности необходимо формировать новую налоговую и бухгалтерскую культуру. Нет больше «авось» и «последнего момента». Аудит должен быть системным: его нужно проходить ежеквартально или хотя бы 2 раза в год.
Мы предлагаем 3 вида аудита бухгалтерской и налоговой отчетности. Они отличаются количеством этапов, глубиной проверки, наличием финансовых гарантий и страховки на случай штрафов и доначислений от ФНС. Выберите подходящий именно Вам.
Шаг 3. Использовать аудиторские услуги комплексно
Аудиторы не только проверяют, но и дают рекомендации по исправлению ошибок и минимизации рисков. Используйте все возможности обезопасить и усилить бизнес, в том числе поручите аудиторам поиск дополнительных финансовых резервов.
В 93% проверок, мы видим переплаты налогов или, например, некорректно составленные договоры, исправление которых, позволит «вернуть» деньги для роста и развития компании. Речь идет о миллионах рублей!
Шаг 4. Получать гарантии от аудиторов
Это важно. Проверяйте договоры, ищите подрядчиков, предоставляющих страховку в случае постпроверочных претензий. Аудиторы должны разделять с вами ответственность, отвечать своей репутацией и деньгами!